Кому нужен отдельный экспонометр
На самом деле. Кому нужен отдельный экспонометр? Ведь каждый современный цифровой фотоаппарат укомплектован прекрасным автоматическим экспонометром.
Но здесь присутствует одно НО…
Экспонометр, встроенный в фотокамеру способен измерять экспозицию только одним способом – по яркости объекта. Хотя яркость такой экспонометр определяет путём матричного, центрально-взвешенного или частичного, а также точечного замера.
К сожалению, встроить экспонометр, работающий по принципу измерения падающего света, в фотоаппаратуру ещё никому не удавалось. Поэтому фотографы и применяют отдельные ручные экспонометры.
Надо признать, что отдельные ручные экспонометры прошли громадный путь своего развития. Если раньше это были простейшие устройства, состоящие из селенового фотоэлемента, гальванометра и нескольких подвижных шкал, то теперь ручные экспонометры представляют собой чудеса электроники и объединяют в одной конструкции несколько приборов.
Рис.1. Ручные экспонометры класса А
Отдельный ручной экспонометр позволяет фотографу производить замеры экспозиции несколькими различными способами, включающими измерение не только постоянного света, но измерение света вспышек, а также их сочетание.
Ручные экспонометры класса А см.Рис.2. Левый экспонометр с молочной насадкой для измерения освещённости объекта, правый – в режиме измерения яркости
Рис.2. Левый экспонометр настроен на измерение освещённости, правый – на измерение яркости
И всё же: «Кому может быть нужен отдельный экспонометр?»
Отдельный ручной экспонометр явно не пригодится откровенному любителю фотографии. И прежде всего потому, что любитель относится к процессу фотографии как к хобби и не нуждается в получении гарантированного результата. Подробно это рассматривается в материале Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Для продвинутого любителя приобретение отдельного экспонометра также не является насущной задачей. Ему лучше обзавестись высококачественной оптикой, поменять камеру на более продвинутую, да и штатив желательно обновить.
А ошибки встроенного в фотокамеру экспонометра продвинутый любитель легко исправит, введя коррекцию экспозиции, благо, что он это отлично умеет делать.
Ручной экспонометр может быть нужен для тех фотографов, которые нуждаются в постоянном использовании точного измерительного прибора для определения фотографической экспозиции.
Рис.3. Окошко светоприёмника ручного экспонометра в режиме измерения яркости
Многие современные ручные экспонометры устроены так, что позволяют использовать Зонную теорию Ансела Адамса на практике.
Ведь отдельный ручной экспонометр как раз и предназначен для использования в качестве основного измерительного прибора, для точного определения экспозиции.
Для этого ручной экспонометр снабжён следующими основными возможностями:
-
Определение экспозиции по падающему постоянному свету (часто двумя способами – для плоских и объёмных оригиналов)
-
Определение экспозиции по яркости объектов освещённых постоянным светом, нередко это точечный замер в режиме спот-метра
-
Определение экспозиции по падающему импульсному свету (часто двумя способами – для плоских и объёмных оригиналов)
-
Определение экспозиции по яркости объектов освещённых импульсным светом, нередко это точечный замер в режиме спот-метра
-
Определение экспозиции по падающему свету в комбинации постоянный+импульсный (часто двумя способами – для плоских и объёмных оригиналов)
-
Определение экспозиции по яркости объектов освещённых светом в комбинации постоянный+импульсный, часто это точечный замер в режиме спот-метра
-
Подбор выдержки при заданной диафрагме
-
Подбор диафрагмы для используемой выдержки
-
Осреднение результатов нескольких замеров для определения ключевого тона
-
Подбор экспозиции исходя из фотографической широты используемой матрицы
-
Определение равномерности освещения протяжённой сцены
-
Определение контраста снимаемой сцены
Т.е. современный экспонометр является одновременно и флэшметром, и экспонометром, и спот-метром.
Такой прибор нужен фотографу, производящему большой объём довольно разноплановых работ и знающему как получить максимальную эффективность от правильного определения экспозиции.
Рис.4. Окошко светоприёмника ручного экспонометра в режиме измерения освещённости
Не секрет, что экспозиционная автоматика современных фотокамер нуждается в лёгкой коррекции. Этим и занимается фотограф (или дизайнер) после фотосессии.
Правильное использование экспонометра позволяет существенно уменьшить количество дублей, связанных с неверной экспозицией. А с ростом мастерства свести их к нулю.
Если у фотографа всё в порядке с построением кадра, то эффективность достигает максимума. Другими словами – сколько снято, столько годных!
Выбраковка карточек происходит не за счёт технических проблем (экспозиция, резкость, кадрирование), а за счёт поиска наиболее совершенных ракурсов и композиционных решений.
Иначе говоря, заканчиваются технические проблемы, и начинается творчество.
© Prostophoto, 2013
© abcIBC.com, 2013
Удачных снимков!
См.также