Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Зачем фотографу экспонометр?

ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Зачем фотографу экспонометр?

Зачем фотографу экспонометр? Казалось бы несложный вопрос, ответ на который очевиден. Действительно, экспонометр служит для определения величины правильной экспозиции. Те фотографы, которые застали плёночные фотоаппараты с механическим затвором и ручным управлением диафрагмой, прекрасно помнят чувство некоторой неуверенности в результатах съёмки.

Дело в том, что механические фотокамеры не имели встроенного экспонометра, и фотографы часто выставляли экспозицию приблизительно, доверяясь эмпирическим знаниям и собственному опыту.

Экспонометр устраняет произвол фотографа и позволял получать более предсказуемые результаты. Большинство экспонометров, выпускаемых в виде отдельных устройств, позволяют производить замеры экспозиции несколькими методами.

Методы замера экспозиции

Основных методов замера экспозиции всего два. Остальные методы являются вариантами этих двух основных методов замера.

Сразу надо отметить, что при правильном проведении замеров экспозиции, результаты, полученные при помощи обоих методов, совпадают.

Первый. Замер по падающему свету или Замер освещённости. Замер падающего света абсолютно не учитывает свойства объекта съёмки (коэффициент отражения и цветность). Замер по падающему свету учитывает только освещённость объекта. Замер по падающему свету теоретически является наиболее точным, однако на практике бывает сложно произвести правильный замер.

Второй. Замер по отражённому свету или Замер яркости. Замер по отражённому свету существенно зависит от оптических свойств объекта съёмки (коэффициент отражения и цветность). Замер по отражённому свету может быть точным только в некоторых случаях, когда средняя яркость сцены отвечает определённым условиям. В противном случае приходится вносить экспозиционные поправки. Собственно это и привело к созданию зонной системы.

Недостатком замера освещённости является сложность, а то и невозможность встраивания подобных экспонометров в фото- и видеоаппаратуру.

И наоборот. Экспонометры, работающие по принципу замера яркости, довольно легко интегрируются в систему автоматики фото- и видеокамер.

В простейшем варианте в качестве датчика такого экспонометра используется специальный фоторезистор, меняющий своё сопротивление в зависимости от количества света, попадающего на его поверхность.

К настоящему времени все современные цифровые фотокамеры оснащены экспонометрами, работающими по принципу замера яркости.

Замер экспозиции в цифровых фотокамерах

Замер экспозиции в цифровых фотокамерах устроен по принципу замера яркости. Для большей точности конструкторы несколько усложнили алгоритм замера, что позволило получать правильную экспозицию в подавляющем большинстве съёмочных ситуаций и уж во всяком случае, уберечь фотографа от грубых промахов.

Во многих современных фотокамерах присутствуют несколько возможностей измерения экспозиции. В большинстве фотоаппаратов реализованы три варианта замера экспозиции:

Матричный замер экспозиции

Матричный замер экспозиции получил своё название благодаря тому, что автоматика измеряет экспозицию в разных областях кадра, получая массив или матрицу экспонометрических данных. Анализируя экспонометрические данные по специальному алгоритму, автоматика принимает решение об экспозиции, оптимальной для всего кадра.

При этом учитывается не только яркость тех или иных частей кадра, но и используемые точки фокусировки, дистанция до объекта съёмки и многие другие параметры.

Некоторые производители утверждают, что их экспозиционная автоматика использует в своей работе специальные базы данных об экспозиции нескольких тысяч снимков, сделанных мастерами фотографии.

Другой подход заключается в использовании так называемой «системы распознавания сюжета», которая не только обеспечивает точную экспозицию каждого кадра, но и повышает точность работы автофокуса и безукоризненность автоматического баланса белого.

Одним из наиболее удачных решений является использование матричного 3D цветового замера экспозиции, учитывающего дистанцию до объекта съёмки. Кроме него существует матричный цветовой замер без учёта дистанции до объекта съёмки.

В большинстве реализаций матричный замер позволяет получать правильно экспонированные снимки, существенно облегчая жизнь фотографу.

Центрально-взвешенный или частичный замер экспозиции

Центрально-взвешенный или частичный замер экспозиции получил своё название благодаря тому, что основная часть замера приходится на центральную часть кадра. При определении экспозиции, значения центральной части кадра имеют больший вес по сравнению с периферией.

Обычно вес центральной части кадра составляет 70-80% от общего замера. Некоторые производители допускают программное изменение величины центральной части кадра. Например, по умолчанию это круг диаметром 8 мм в центре кадра, его вес составляет 75% от измеренной экспозиции. Фотограф может выбрать любое значение диаметра круга из ряда: 6, 8, 10 или 13 мм в центре кадра. Кроме того можно выбрать взвешенное усреднение по всей площади кадра.

Центрально-взвешенный замер хорош тогда, когда фотограф хорошо понимает, как должен выглядеть будущий снимок. Кроме того, подобным замером хорошо пользоваться совместно с внешним экспонометром. В этом случае экспонометр в фотокамере позволяет компенсировать изменение освещённости объекта съёмки, например, в случае переменного освещения в облачный день, когда облака то и дело перекрывают солнечные лучи.

Точечный замер экспозиции

Точечный замер экспозиции получил своё название в связи с тем, что измерение экспозиции производится на небольшом участке кадра – в точке. Эта точка занимает небольшую часть кадра, её площадь обычно не превышает 1-2%.

Точечный замер может быть связан либо с центральной точкой кадра, либо с выбранной фотографом точкой фокусировки.

При точечном замере учитывается лишь экспозиция, замеренная непосредственно в этой точке. Остальная часть кадра не учитывается.

Это свойство точечного замера позволяет фотографу использовать серую карту при определении экспозиции.

Другим распространённым случаем применения точечного замера является съёмка объекта на слишком светлом или на слишком тёмном фоне, т.е. в условиях, когда фон может помешать правильному определению экспозиции другими методами.

В сложных условиях освещения удобно применять отдельный ручной экспонометр.

© Prostophoto, 2013

© abcIBC.com, 2013

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1

 

Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь
Тачпад в работе фотографа
TrackPoint pointing stick
Графический планшет
Выбор графического планшета
Установка и настройка графического планшета
Как попробовать занятие фотографией?
Обработка после съёмки
Потоковая обработка свадебной съёмки
Потоковая обработка на основе Лайтрум
Как повысить скорость обработки снимков?
Работа фотографа как проект
Надо ли отказываться от постобработки
Рабочий поток обработки цифровых фотографий
Как ускорить обработку цифровых фотографий