Добро пожаловать! Зарегистрируйтесь бесплатно или Авторизируйтесь

Главная › Фотография › Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП

ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Search

Оглавление
Автомобиль
Велосипед
Дача=Дом+Сад
Интернет
Компьютеры и гаджеты
Цифровая фотография

Инструменты/Tools

Курсы валют к рублю РФ

DOF Calculator
Калькулятор ГРИП
Depth of Field Calculator

Полезные таблицы
Useful tables

Таблица элегантности

Калькулятор ГРИП (DOF Calculator)

Официальные праздники РОССИИ

Меры длины, астрономической длины, площади, объёма, времени, скорости, массы, давления, мощности

Товарные штрих-коды разных стран

Обозначения на одежде и белье

Пляжный отдых на Чёрном море, описаны Анапа, Архипо-Осиповка, Бетта, Геленджик, Джанхот, Дивноморское, Кабардинка, Криница, Новороссийск, Прасковеевка, Тамань

 Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП

В практике фотографам иногда требуется рассчитать глубину резкости или определить гиперфокальное расстояние.

Расчёт глубины резкости может понадобиться даже при съёмке портрета, когда возникает желание сделать резким всё лицо портретируемого. Например, от края уха, до кончика носа и чтобы реснички резко-резко…

Между прочим, это расстояние (от края уха, до кончика носа) равно приблизительно 14-18 см. На снимке должна быть необходимая глубина резкости и, при этом нужно, чтобы черты лица не искажались.

Или в новой студии надо понять, какие фокусные расстояния будут актуальны, какое расстояние от объекта съёмки до фона, как надо освещать объект и какие значения чувствительности можно будет устанавливать на камере (или плёнкой какой чувствительности можно будет пользоваться) и при каких значениях диафрагмы можно будет работать.

Формулы для расчётов можно встретить в большинстве книг по фотографии. Однако их обычно нет под рукой. Вся надежда на Интернет, где можно найти огромное количество разнообразных калькуляторов глубины резкости. Просматривая некоторые из них можно заметить, что часть уважаемых авторов стремятся к каким-то удивительным стандартам качества, часто недостижимым вовсе. Например, встречается попытка использовать в расчётах диаметр кружка рассеяния едва ли не равный размеру пикселя матрицы цифрового фотоаппарата. Естественно, что в этом случае глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) становится излишне малой и не пригодной для практических целей.

Формула для расчёта гиперфокального расстояния объектива

Гиперфокальное расстояние H = f + f2 /(k·d);                                                (1)

В большинстве случаев f << f2 /(k·d), т.е. фокусное расстояние съемочного объектива незначительно влияет на величину гиперфокального расстояния. Поэтому с достаточной для практики точностью можно использовать формулу (2), полученную из формулы (1).

Гиперфокальное расстояние H = f2 /(k·d);                                          (2)

где,
H – гиперфокальное расстояние;
f – фокусное расстояние объектива;
k – знаменатель относительного отверстия;
d – диаметр допустимого кружка рассеяния.

Формула для расчёта ГРИП объектива

Гиперфокальное расстояние является мерой глубины резкости съёмочного объектива и позволяет привести к простому виду формулы расчёта границ резко изображаемого пространства.

Передняя граница резкости a1 = a·(H-f)/(H+a-2·f);

Задняя граница резкости a2 = a·(H-f)/(H-a);

Глубина резко изображаемого пространства ГРИП = a2-a1

где,
a – расстояние установки съемочного объектива;
a1 – передняя граница резкости;
a2 – задняя граница резкости;
ГРИП – глубина резко изображаемого пространства.

Значения передней границы резкости a1 и задней границы резкости a2 можно также вычислить по формулам:

Передняя граница резкости a1 = a·f2/(f2 + k·a·d – k·f·d);

Задняя граница резкости a2 = a·f2/(f2 – k·a·d + k·f·d);

Каким диаметром кружка рассеяния следует пользоваться при расчётах?

Расчёт по формулам удобно проводить при помощи электронных таблиц на компьютере, КПК или на смартфоне. Можно воспользоваться готовыми таблицами глубины резко изображаемого пространства (ГРИП), рассчитанными для диаметра кружка нерезкости 0.025 мм (или 0.020 мм).

Если в распоряжении фотографа есть объективы со шкалой ГРИП, то для практических целей можно определить, для какого кружка рассеяния была рассчитана шкала ГРИП каждого из этих объективов.

Заниматься расчётами и исследовать ГРИП компактных фотоаппаратов представляется нецелесообразным из-за того, что во многих подобных камерах применяются короткофокусные объективы с цифровыми, а не оптическими зумами.

© Prostophoto, 2011

© abcIBC.com, 2011

Удачных снимков!

См.также

Оглавление раздела Теория

Цифровая фотография – это здорово!
Кружок нерезкости (кружок рассеяния)
Допустимый кружок нерезкости
Гиперфокальное расстояние
О глубине резкости
Формулы для расчёта гиперфокального расстояния и ГРИП
Графическое представление ГРИП/DOF ч.1
Графическое представление ГРИП/DOF ч.2
Сколько мегапикселей надо для счастья?
Мегапиксели, разрешение и размеры файлов
Размер фото для WEB-проектов
Как получить качественное фото?
Какие бывают объективы?
Подбираем набор объективов
Расчёт ГРИП с помощью калькулятора ГРИП
Сюжетные программы
Творческие программы
Оптимизация изображения в фотокамере
Разрешение снимков и их применение
Форматы графических файлов в фотографии
Вас попросили снять свадьбу – что делать?
Штатив для фотоаппарата
Цветовая температура различных источников
Основные термины цифровой фотографии
Какой формат выбрать – JPEG, TIFF или RAW?
Корректирующие коэффициенты ключевых тонов
Зонная таблица экспозиционных поправок
Условная классификация объективов
Описание зонной теории Ансела Адамса
Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Зонная система для цифровых фотокамер ч.2
Зонная система для цифровых фотокамер ч.3
Зонная система для цифровых фотокамер ч.4
Зонная система для цифровых фотокамер ч.5
Зонная система для цифровых фотокамер ч.6
Правильная экспозиция без 18% серой карты
Блокнот для фотографа
Гистограмма
Размеры матриц цифровых фотокамер
Эквивалентное фокусное расстояние
Таблица эквивалентных фокусных расстояний
Конструктивные особенности объективов ч.1
Конструктивные особенности объективов ч.2
Конструктивные особенности объективов ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.1
Выбираем компактный фотоаппарат ч.2
Выбираем компактный фотоаппарат ч.3
Выбираем компактный фотоаппарат ч.4
Выбираем компактный фотоаппарат ч.5
Основные типы компактных фотокамер
Сюжетные режимы компактных камер ч.1
Сюжетные режимы компактных камер ч.2
Сюжетные режимы компактных камер ч.3
Сюжетные режимы компактных камер ч.4
Однообъективный зеркальный фотоаппарат
Системные фотокамеры
Штатив для компактной фотокамеры ч.1
Штатив для компактной фотокамеры ч.2
Хороший фотограф – Профессионал или Мастер?
Фототехника для профи и любителей
Какой фотоаппарат выбрать?
Возможности и функции фотокамер
Фотокамера – идём покупать
Профессиональные и любительские камеры
Фотосъемка различными объективами
Съёмка светосильным объективом 50 mm f/1.4
Информационная ёмкость фотоснимка
Качество изображения и размер файлов
Разрешающая сила и диафрагма
Хороший компьютер для фотографа ч.1
Хороший компьютер для фотографа ч.2
Хороший компьютер для фотографа ч.3
Фотография без Фотошопа
Фотографии из отпуска
Как носить фотоаппаратуру
Как рассчитать объём дисков под фото
Схемы обработки цифровых фото ч.1
Схемы обработки цифровых фото ч.2
Схемы обработки цифровых фото ч.3
Как выбрать схему обработки фото
Рациональный съёмочный процесс
Как хранить цифровые фотографии ч.1

 

Как хранить цифровые фотографии ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.1
Систематизация цифровых фотографий ч.2
Систематизация цифровых фотографий ч.3
Систематизация цифровых фотографий ч.4
Блокнот для фотографа II
Почему применяют серую карту?
Зачем фотографу экспонометр?
Кому нужен отдельный экспонометр
iPad для фотографа
Что мотивирует фотолюбителя?
Как перестать быть любителем?
Когда следует обновлять технику?
От любителя к мастеру
Обучение фотографии – фотокамера
Обучение фотографии – штатив
Обучение фотографии – подготовка
Обучение фотографии – навыки
Обучение фотографии – знания
Обучение фотографии – объективы ч.1
Обучение фотографии – объективы ч.2
Обучение фотографии – объективы ч.3
Обучение фотографии – фильтры
Обучение фотографии – практика
Обучение фотографии – процессы ч.1
Обучение фотографии – процессы ч.2
Обучение фотографии – процессы ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.1
Как хранить цифровые фотографии ч.2
Как хранить цифровые фотографии ч.3
Как хранить цифровые фотографии ч.4
Как хранить цифровые фотографии ч.5
Пять причин снимать в JPEG
Пять причин снимать в RAW
Пять причин снимать в RAW+JPEG
Снимать можно любой фотокамерой
Разрядность цифровой фотографии
Как выбрать RAW-конвертер ч.1
Как выбрать RAW-конвертер ч.2
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.1
RAW-конвертер и рабочий процесс ч.2
10 принципов отличной фотографии
Ретушь – Зачем? Когда и Как?
Зачем редактировать цифровое фото?
Фотограф и ретушер ч.1
Фотограф и ретушер ч.2
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.1
Отдавать заказчику RAW’ы или нет? ч.2
Режимы съемки P S A M
Съемка в режиме P
Съемка в режиме S и Tv
Съемка в режиме A и Av
Съемка в режиме M
Применение режимов P S A M на съемке
Особенности съёмки в путешествии
Рабочий процесс обработки цифровых фотографий
Вывод фотоснимков на TV экраны
Смартфон как фотокамера
Квадратный кадр
Экспокоррекция при съёмке камерой смартфона
Разрешение печати 254 и 300 DPI
Разрешение цифровой печати 254 DPI
Разрешение цифровой печати 300 DPI
Постобработка у любителя и профи
Съёмка или постобработка
Графические манипуляторы
Компьютерная лазерная мышь
Тачпад в работе фотографа
TrackPoint pointing stick
Графический планшет
Выбор графического планшета
Установка и настройка графического планшета
Как попробовать занятие фотографией?
Обработка после съёмки
Потоковая обработка свадебной съёмки
Потоковая обработка на основе Лайтрум
Как повысить скорость обработки снимков?
Работа фотографа как проект
Надо ли отказываться от постобработки
Рабочий поток обработки цифровых фотографий
Как ускорить обработку цифровых фотографий