Зонная система для цифровых фотокамер ч.1
Появление цифровых фотокамер вселяет в фотографов определённую уверенность в качестве отснятого материала. Действительно, в цифровых фотокамерах реализованы сложнейшие системы цветного замера экспозиции. В распоряжение фотографа предоставлены возможности немедленного просмотра только что отснятого материала, для каждого кадра компьютер фотокамеры строит гистограммы см.Рис.1. (общую и по отдельным цветам), выдаёт предупреждение о передержанных (вылетевших) светах и о недоэкспонированных тенях. Кроме того, фотограф может посмотреть баланс белого и резкость отснятого кадра при 100% увеличении.
Рис.1. Гистограмма фотографии белого цветка на чёрном фоне
Однако сложные световые условия заставляют фотографов использовать не только матричный, центрально-взвешенный или точеный замеры, но и проверенные временем технологии определения экспозиции. Эти технологии пришли с тех времён, когда фотографы работали с форматными плёнками и фотопластинками, на один сюжет тратили один кадр, а промахи в экспозиции могли привести к невосполнимым потерям.
Зонная теория Ансела Адамса
Для решения практических и творческих задач определения правильной экспозиции в эпоху современной цифровой фотографии можно с большим успехом использовать зонную теорию, на которой базируется зонная система Ансела Адамса (Ansel Easton Adams).
Рассмотрим зоны по Анселу Адамсу (Ansel Easton Adams). Ансел Адамс пронумеровал зоны и дал им свои описания. Нумерация зон и их описание (по Анселу Адамсу и фотографическое) приведены в Таблице 1.
-
Все зоны различаются на 1 шаг экспозиции (1 EV)
-
Граница зоны - примерно на 1/2 EV от её середины
-
Зона 0 имеет ширину в сторону больших экспозиций – всего в 1/2 EV, а в сторону меньших экспозиций (свет не попадает) – продолжается до бесконечности;
-
Зона X имеет ширину в сторону меньших экспозиций - всего в 1/2 EV, а в сторону больших экспозиций (засветка) – продолжается до бесконечности
Нумерация зон и их описание (по Анселу Адамсу и фотографическое)
Таблица 1
Зона по Анселу Адамсу |
Описание зон по Адамсу |
Описание зон фотографическое |
Зона 0 |
Чёрный, текстуры и детали отсутствуют |
Абсолютно черный тон: очень глубокие тени; практически не освещенные участки; проемы в темные помещения (окна, двери), фотографируемые из ярко освещенного пространства; любой тёмный участок объекта съёмки, на котором не требуется передача каких-либо деталей. |
Зона I |
Скорее чёрный, чем серый; градации едва различимы, детали отсутствуют |
Самые темные тона, близкие к черному: глубокая тень - без деталей, но не совсем черная; допустимы искажения цвета на цветной фотографии. |
Зона II |
Очень плотный серый, достаточно близкий к чёрному, градации различимы, детали - практически нет |
Появление первых признаков деталей в тенях: черный мех с фактурой, детали черной одежды, чугунного литья, деревьев, и т.д..; допустимо искажение цвета на цветной фотографии. |
Зона III |
Очень важная зона, плотный серый, хорошо передающий текстуры и видимые детали. В эту зону, например, попадает фактурная тёмная кора на теневой стороне дерева. Именно в эту зону обычно и помещают детали в тенях. Её можно считать началом диапазона детализации изображения |
Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев; темный хвойный лес; темная листва. |
Зона IV |
Тёмный и средне-тёмный серый; например - тёмная зелёная листва, тень на лицах европейцев. Детали здесь хорошо выражены |
Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; тёмная или сильно загорелая кожа, зеленая мокрая трава. |
Зона V |
Опорная точка спот-метра (в современных экспонометрах и камерах, в качестве опорной точки калибровки берётся 12-14%, часто - в соответствии с новым стандартом это 12.7% = 18% / SQRT(2), то есть разница составляет 1/2 eV и вводится для лучшего сохранения светов от вылета). Эту зону называют средним серым, именно для неё создана Kodak 18% Gray Card. Примером яркости для этой зоны является чистое голубое северное небо. Зона характеризуется наибольшей различимостью деталей |
Стандартный серый тон (отражательная способность 18%): тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду, красный кирпич. |
Зона VI |
Богатый тональными переходами средне-светлый серый. Характерный пример - хорошо освещённая кожа европейца, снег в полутени в солнечный день. Зона хорошо передаёт тонкие детали |
Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; каменный дом; газетный лист с текстом. |
Зона VII |
Яркий, лёгкий серый - состарившаяся под открытым небом белая краска, седые волосы. Последняя зона, в которой детали передаются хорошо |
Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость», «разбелённость») на цветной пленке; машинописная страница на белой бумаге. |
Зона VIII |
Очень лёгкий серый, например, блики на очень светлой коже; текстура снега на солнце. Тональные градации в этой зоне ещё присутствуют; однако зона содержит уже лишь незначительные следы текстуры, детали же - неразличимы |
Белый тон с минимумом деталей: вышивка на белой одежде, подвенечное платье и т.д. |
Зона IX |
Практически белый; для того, чтобы убедиться в наличии тона, приходится сравнивать с белым. Присутствуют лишь следы градации тона. Детали неразличимы, текстуры теряют непрерывность и не воспринимаются |
Белёсые облака, выбеленное небо. Тон заметен по сравнению с неэкспонированной белой рамкой отпечатка |
Зона X |
Тон отсутствует, зона представлена просто бумажной основой. В неё попадают острые блики - например, солнце, отражённое от хромированного бампера, светящиеся на солнце капли воды |
Совершенно белый тон без деталей (неэкспонированная белая рамка отпечатка): сильные источники света; залитый солнцем белый фон; блики солнца от воды и зеркальных поверхностей. |
Любой освещённый объект можно разбить на 10 зон яркости (или ступеней) от самого яркого до самого тёмного. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции, то есть изменению её в 2 раза (на одну ступень экспозиции EV). При этом тона воспроизводятся на обычной плёнке или матрицей цифрового фотоаппарата пропорционально, то есть, если один из тонов расположен правильно, то все остальные будут располагаться в соответствующем друг относительно друга порядке.
Зону X (+5 EV) обычно не рассматривают, из-за того, что на цифровом фотоаппарате эта зона, скорее всего, будет зоной вылета светов (зона засветки). Зону 0 (-5 EV) в цифровой фотографии также нет смысла рассматривать, потому что в этой зоне, скорее всего не располагаются сюжетно важные части снимка. Таким образом, в цифровой фотографии работа по определению экспозиции ведётся по 9 зонами от I до IX.
© Prostophoto, 2011
© abcIBC.com, 2011
Удачных снимков!
См.также