Описание зонной теории Ансела Адамса
Описание зонной теории Ансела Адамса (Ansel Easton Adams)
Зонная система, зонная теория была разработана Анселом Адамсом (Ansel Easton Adams), одним из самых известных фотографов. Он был не только создателем этой методики, но и талантливым фотографом. Отличительный признак его черно-белых фотографий - замечательная гармония света и тени.
Зонная система экспонометрии – это просто
Зонная система экспонометрии в действительности очень проста, и ее принципы логичны. Научная основа зонной системы экспонометрии была известна прежде, чем Ансел Адамс и Фред Арчер начали использовать этот метод в 1940-ых.
Теоретические и практические основы зонной системы были заложены в конце девятнадцатого столетия, когда было изучено влияние экспонирования и проявки на светочувствительные фотографические материалы. Тогда же свойства светочувствительных материалов были представлены в виде графиков. Графики получили название характеристической кривой. Графики характеристических кривых до сих пор используются в сенситометрии.
В зонной системе производится замер экспозиции отдельных участков кадра, и экспозиция снимка корректируется на основе представления фотографа о том, какой именно элемент подвергается замеру: человек видит разницу между белым платьем невесты и чёрным костюмом жениха, а экспонометр — нет.
Идея зонной системы очень проста: отобразить на снимке светлые участки светлыми, а тёмные — тёмными так, как они представляются фотографу (светлее или темнее, с фактурой или без).
Зонная система экспонометрии
При съемке фотографу всегда приходится решать задачу установки правильной экспозиции. Это связано с тем, что фотоматериалы могут передавать только ограниченный диапазон яркостей, причем у фотобумаги он уже, чем у фотопленки (поэтому незначительные ошибки на пленке легко исправляются при печати на фотобумаге).
Зонная система позволяет фотографам правильно оценить взаимосвязь между распределением тонов объекта съёмки, желаемым отображением тонов на снимке и конечным результатом съёмки.
Зонная система была разработана для чёрно-белой листовой фотоплёнки, каждый лист которой обрабатывался индивидуально.
Тем не менее, зонная система также может применяться и для рулонной плёнки (как цветной, так и чёрно-белой), для негативов и диапозитивов, а также для цифровой фотографии.
Отметим лишь, что с учётом фотографической широты используемого фотоматериала число зон может быть различным.
Использование зонной теории Ансела Адамса значительно упрощает выбор экспозиции для сложных условий освещения. Более того, одной из возможностей применения зонной теории на практике является возможность получения необходимой тональности изображения на снимке.
По этой теории любой освещенный объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самого яркого до самого темного. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции (т.е. изменению ее в 2 раза).
Рассмотрим зоны по Анселу Адамсу (Ansel Easton Adams). Ансел Адамс пронумеровал зоны и дал им свои описания. Нумерация зон и их описание (по Анселу Адамсу и фотографическое) приведены в Таблице 1.
-
Все зоны различаются на 1 шаг экспозиции (1 EV)
-
Граница зоны - примерно на 1/2 EV от её середины
-
Зона 0 имеет ширину в сторону больших экспозиций – всего в 1/2 EV, а в сторону меньших экспозиций (свет не попадает) – продолжается до бесконечности;
-
Зона X имеет ширину в сторону меньших экспозиций - всего в 1/2 EV, а в сторону больших экспозиций (засветка) – продолжается до бесконечности
Нумерация зон и их описание (по Анселу Адамсу и фотографическое)
Таблица 1
Зона по Анселу Адамсу |
Описание зон по Адамсу |
Описание зон фотографическое |
Зона 0 |
Чёрный, текстуры и детали отсутствуют |
Абсолютно черный тон: очень глубокие тени; практически не освещенные участки; проемы в темные помещения (окна, двери), фотографируемые из ярко освещенного пространства; любой тёмный участок объекта съёмки, на котором не требуется передача каких-либо деталей. |
Зона 1 |
Скорее чёрный, чем серый; градации едва различимы, детали отсутствуют |
Самые темные тона, близкие к черному: глубокая тень - без деталей, но не совсем черная; допустимы искажения цвета на цветной фотографии. |
Зона II |
Очень плотный серый, достаточно близкий к чёрному, градации различимы, детали - практически нет |
Появление первых признаков деталей в тенях: черный мех с фактурой, детали черной одежды, чугунного литья, деревьев, и т.д..; допустимо искажение цвета на цветной фотографии. |
Зона III |
Очень важная зона, плотный серый, хорошо передающий текстуры и видимые детали. В эту зону, например, попадает фактурная тёмная кора на теневой стороне дерева. Именно в эту зону обычно и помещают детали в тенях. Её можно считать началом диапазона детализации изображения |
Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев; темный хвойный лес; темная листва. |
Зона IV |
тёмный и средне-тёмный серый; например - тёмная зелёная листва, тень на лицах европейцев. Детали здесь хорошо выражены |
Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; тёмная или сильно загорелая кожа, зеленая мокрая трава. |
Зона V |
Опорная точка спот-метра (сейчас, в качестве опорной точки калибровки в современных приборах и камерах берётся 12-14%, часто - в соответствии с новым стандартом это 12.7% = 18% / SQRT(2), то есть разница составляет 1/2 eV и вводится для лучшего сохранения светов от вылета). Эту зону называют средним серым, именно для неё создана Kodak 18% Gray Card. Примером яркости для этой зоны является чистое голубое северное небо. Зона характеризуется наибольшей различимостью деталей |
Стандартный серый тон (отражательная способность 18%): тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду, красный кирпич. |
Зона VI |
Богатый тональными переходами средне-светлый серый. Характерный пример - хорошо освещённая кожа европейца, снег в полутени в солнечный день. Зона хорошо передаёт тонкие детали |
Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; каменный дом; газетный лист с текстом. |
Зона VII |
Яркий, лёгкий серый - состарившаяся под открытым небом белая краска, седые волосы. Последняя зона, в которой детали передаются хорошо |
Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость», «разбелённость») на цветной пленке; машинописная страница на белой бумаге. |
Зона VIII |
Очень лёгкий серый, например, блики на очень светлой коже; текстура снега на солнце. Тональные градации в этой зоне ещё присутствуют; однако зона содержит уже лишь незначительные следы текстуры, детали же - неразличимы |
Белый тон с минимумом деталей: вышивка на белой одежде, подвенечное платье и т.д. |
Зона IX |
Практически белый; для того, чтобы убедиться в наличии тона, приходится сравнивать с белым. Присутствуют лишь следы градации тона. Детали неразличимы, текстуры теряют непрерывность и не воспринимаются |
Белёсые облака, выбеленное небо. Тон заметен по сравнению с неэкспонированной белой рамкой отпечатка |
Зона X |
Тон отсутствует, зона представлена просто бумажной основой. В неё попадают острые блики - например, солнце, отражённое от хромированного бампера, светящиеся на солнце капли воды |
Совершенно белый тон без деталей (неэкспонированная белая рамка отпечатка): сильные источники света; залитый солнцем белый фон; блики солнца от воды и зеркальных поверхностей. |
Зону X (+5 EV) обычно не рассматривают, таким образом, работа ведётся с 10 зонами от 0 до IX.
Любой освещённый объект можно разбить на 10 зон яркости (или ступеней) от самого яркого до самого тёмного. Переход от одной ступени к другой соответствует одной ступени экспозиции, то есть изменению её в 2 раза (на одну ступень экспозиции EV). При этом тона воспроизводятся на обычной плёнке или матрицей цифрового фотоаппарата пропорционально, то есть, если один из тонов расположен правильно, то все остальные будут располагаться в соответствующем друг относительно друга порядке.
Большинство современных малоформатных и среднеформатных (как плёночных, так и цифровых) фотокамер имеют функцию введения экспокоррекции. Эта функция прекрасно сочетается с зонной системой, особенно, если в камере предусмотрен точечный замер экспозиции. Для получения желаемых результатов требуется некоторый опыт по измерению экспозиции отдельных элементов кадра и внесение соответствующих поправок.
Практически любой фотографируемый объект, состоит из отдельных участков с разной степенью освещенности и яркости. Производя замер экспозиции по отдельным участкам изображения с разной степенью освещенности, то можно убедиться, что для каждого участка будут определяться разные параметры экспозиции (экспозиционные пары выдержка-диафрагма). Время экспонирования снимка будет одинаковым для всего объекта, но яркость отдельных участков будет зависеть от освещенности и отражающей способности каждого из них.
В большинстве случаев параметры экспозиции определяются с помощью экспонометра. Экспонометр может быть ручной (отдельный), а может быть встроен в фотокамеру. Ручные (отдельные) экспонометры могут измерять освещённость или яркость. Экспонометры в фотокамерах определяют общую среднюю яркость. Калибровка экспонометра рассчитана на получение подходящих значений экспозиции для съемки «типичных» сюжетов вне помещений.
Однако в случае, когда часть плоскости кадра включает большие освещенные или теневые участки, средний коэффициент отражения объекта съёмки сильно отличаться от «18% серого», характерного для «типичных» сцен, и тональный рисунок изображения получается неудачным. Т.е. не таким, как его воспринимает фотограф.
Усреднённый замер не в состоянии распознать и различить средне-серые, тёмные и светлые объекты, равномерно заполняющие кадр. На снимке они получатся одинаково серыми. И только фотограф может, путём внесения коррекции в экспозицию, добиться правильных тонов на снимке. Если в кадре присутствует чёрный, белый и серый тона, а фотограф находится достаточно далеко, то при съёмке может помочь зонная система Ансела Адамса см. Рис.1.
Рис.1. Присутствие в кадре белого лимузина невесты и чёрного лимузина жениха
затрудняет правильный замер экспозиции этого сюжета.
В зонной системе производится измерение экспозиции для отдельных участков кадра, и экспозиция корректируется на основе представления фотографа о том, какой именно элемент подвергается замеру: человек видит разницу между белым искристым снегом и чёрной лошадью, а экспонометр — нет. Только фотограф может добиться того, чтобы на снимке светлые участки оставались светлыми, а тёмные — тёмными так, как они представляются фотографу в процессе изучения объекта съёмки.
Введение экспокоррекции в современных фотокамерах особенно просто. Один шаг изменения экспозиции (1 шаг экспокоррекции 1 EV) соответствует изменению на одну зону.
© Prostophoto, 2011
© abcIBC.com, 2011
Удачных снимков!
См.также