Характерные ошибки начинающего фотографа
Люди, впервые приступившие к изучению какого-либо предмета, по вполне понятным причинам допускают ошибки. Есть ошибки характерные, т.е. такие ошибки, которые допускают практически все. Особенно на стадии обучения. Не стала исключением и фотография…
Нерезкость, отсутствие резкости, «шевелёнка»
Как правило, на каждом снимке хоть что-то должно быть в фокусе. Желательно, чтобы в фокусе была сюжетно-важная часть снимка.
Нерезкость – это общая нерезкость, мягкость или «мыльность» фотографии. Чаще всего общая нерезкость бывает связана с грязным (или неисправным) объективом или светофильтром. Обязательно следует убедиться, что на камеру установлен исправный и чистый объектив и светофильтр.
Отсутствие резкости у сюжетно-важной части снимка. Обычно связано с неправильно выбранной точкой фокусировки или промахами автофокуса. Во время съёмки полезно контролировать резкость по экрану цифровой фотокамеры и оперативно переснимать нерезкие сюжеты.
Общий сдвиг изображения из-за вибрации камеры или «шевелёнка». Возникает во время подвижки (шевеления) фотокамеры во время экспозиции. Чтобы избежать «шевелёнки» можно применить короткую выдержку, установить камеру на устойчивый штатив или же воспользоваться моноподом.
Пример «шевелёнки», возникшей при съёмке с рук длиннофокусным объективом при недостаточно короткой выдержке см.Фото.1.
Фото.1. Ворона. Пример «шевелёнки»
Чтобы предотвратить «шевелёнку» фотографы выбирают правильную выдержку. Эта выдержка связана с величиной фокусного расстояния объектива. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем короче должна быть выдержка. Подробнее этот вопрос рассматривается в рубрике Справочные таблицы по фотографии в материале Зависимости выдержки от фокусного расстояния объектива при съемке с рук
Проблемы с горизонтом или падающие дома
Если фотограф не следит за тем, чтобы на его фотографии соблюдались горизонтали и вертикали, то в итоге он рискует получить неопрятные снимки. Это связано с тем, что зрительный опыт подсказывает наблюдателю, что горизонт располагается горизонтально, а дома строят вертикально.
Довольно редко получается снимок, где падающие дома или заваленный горизонт выглядят уместно.
Ещё одна распространённая ошибка заключается в том, что линия горизонта немотивированно делит фотографию пополам. Снимок будет лучше смотреться, если линия горизонта будет делить кадр в пропорции 1/3 и 2/3.
Многие цифровые фотокамеры позволяют вывести в видоискатель сетку см.Рис.1., разбитую по правилу третей и облегчающую сохранение вертикалей и горизонталей на снимке. Другие фотокамеры предоставляют фотографу виртуальный горизонт, позволяющий контролировать наклон фотоаппарата вправо-влево и вперёд-назад.
Рис.1. Сетка в видоискателе, разбитая по правилу третей
Неправильное кадрирование
При неправильном кадрировании часть пространства фотоснимка остаётся пустым, не заполненным объектом съёмки.
Вообще кадрировать надо на съёмке. Желательно применять плотное кадрирование и не оставлять излишки свободного места. Современные зум-объективы как раз и способствуют получения эффектных, плотно скомпонованных снимков.
Для правильного кадрирования полезно вызвать в поле зрения видоискателя специальную сетку, разбитую по правилу третей см.Рис.1.
На фотографии отсутствует сюжет
Такие снимки случаются, когда фотографа привлекло интересное освещение, состояние природы, расположение предметов, но полноценный кадр не получается из-за отсутствия сюжетно-важной детали.
Например, блики заходящего солнца в стёклах домов. Такой снимок надо рассматривать как этюд.
Этюд – термин этюд можно рассматривать как произведение изобразительного искусства (в нашем случае это фотография), выполненное с целью изучения натуры и служащее для предварительной разработки законченного произведения.
Фото.2. Под защитой
Пример этюда показан на Фото.2. Здесь фотографа привлекло несколько изобразительных деталей. Во-первых, интересное расположение транспортных средств на проезжей части. Во-вторых, разница окрасок. Тёмные автомобили окружают синий фургон. В-третьих, наблюдается цветовой контраст жёлтой таблички слева и синего автомобиля, двигающегося в плотном кольце тёмных авто.
Как этюд Фото.2. годится, а как полноценное произведение – нет. Причина простая – нет истории, нет снимка.
В тоже время изобразительно интересно показана уличная сценка см.Фото.3.
Фото.3. Пироговская набережная
Неестественные ракурсы. Ненужная креативность
Некоторые начинающие фотографы начинают проявлять ненужную краетивность. Поэтому на их снимках и люди, и животные, и предметы расположены криво, косо, под невероятными углами.
Здесь применимо понятие этюда. Действительно фотографу надо «покрутить» сюжет, поискать выигрышные ракурсы. Но демонстрировать такие фотографии публике нет необходимости. Пусть эти опыты останутся в творческой лаборатории фотографа!
Неестественные цвета и оттенки
Покрутив настройки Hue/Saturation можно получить абсолютно неестественные цвета и оттенки. Чаще всего подобные фотографии не выходят за пределы творческой лаборатории фотографа по причине их неестественности и визуальной непривлекательности. Однако и здесь найдутся образцы творческой удачи.
Мешающие детали в кадре
Фотограф, в отличие от художника не может работать избирательно. Поэтому от некоторых точек съёмки приходится отказаться. Причиной тому служат нежелательные детали, попадающие в кадр.
Рассмотрим изображение, представленное на Фото.4. Жёлтый кран в левой части кадра явно лишний.
Фото.4. Крейсер «Аврора»
Перегруженный посторонними деталями кадр выглядит неряшливо и наоборот, лаконичный снимок выглядит привлекательно.
Неправильная работа с источниками света и неправильная экспозиция
Весьма характерная ошибка фотографа, полностью положившегося на автоматику своей фотокамеры.
Источник света должен использоваться так, чтобы свет помогал фотографу выявлять фактуру объекта съёмки см.Фото.5.
Фото.5. Фигуры, украшающие фасад дома на Петровской набережной
Неправильная экспозиция приводит к потере деталей в тенях или к потере деталей в светах. Визуально хуже выглядит снимок с потерей деталей в светах. Такой снимок кажется выгоревшим или старым.
Снимок с потерей деталей в тенях кажется излишне контрастным, а при попытке изменить экспозицию в тенях появляется неприятный цифровой шум.
Неудачные ракурсы и позы людей
Нередко случается так, что и модель и фотограф не могут придумать для модели естественную и непринуждённую позу, которая подчеркнула бы все достоинства модели.
Иногда модель не знает чем занять руки, иногда модель может принять утрированные позы, грубо копирующие позы фотомоделей из модных журналов.
Часто поза модели кажется приемлемой на момент съёмки (и на экране фотокамеры), однако на дисплее компьютера оказывается никуда не годной.
Многие видели снимки, на которых модель присела среди цветущих растений. Такие фотографии редко бывают удачными. Кажется, что модель присела отнюдь не для съёмок, а фотограф дерзко застал её врасплох!
Неудачно выглядят снимки моделей, застывшие в странно изогнутых, нелепых позах.
Как исправлять ошибки?
Чтобы не застрять на начальном этапе и перейти к решению творческих задач, достаточно пройти обучение на курсах Фотомастерства.
Опытные фотографы научат всем премудростям фотографии, что позволит избавиться от характерных ошибок и перейти к творчеству.
© Prostophoto, 2013
© abcIBC.com, 2013
Удачных снимков!
См.также
Оглавление раздела Практика фотосъёмки